Как уменьшить сумму возврата по договору

Вернуть деньги и не разориться
Если у вас в школе больше 50 учеников, то вы точно сталкивались с возвратами. Возвращать деньги всегда неприятно. Берешь то чужие, а возвращаешь свои! Также всегда кажется, да?)
Когда сумма большая, то это психологически больно. Наложение нескольких крупных возвратов вообще может привести к нестабильному положению организации. Это одна из причин, почему не все школы любят длинные абонементы.

95% клиентов договора и оферты не читают. Оставшиеся 5% делают это по диагонали. Там можно написать даже, что человек душу продает и никто не заметит. Одна европейская компания написала в оферте, что вышлет бутылку хорошего вина тому, кто первым это заметит. Ждали 2 месяца.

Расскажу о нескольких приемах в договоре, как законным способом снизить сумму возврата.
Пропорциональный возврат
Клиент купил абонемент на 12 уроков за 30 000 Р. Отходил 3 урока. Вычитаем пропорционально сумму за 3 посещенных урока, остальное отдаем. К возврату 22500 Р.
Самый справедливый возврат, с точки зрения клиента. Но мы ничего не сэкономили.
Разная цена уроков
Стоимость лесенкой: от дорогого к дешевому. Абонемент на 12 уроков стоит 30 000Р. В договоре прописано, что стоимость 1 урока — 9000 Р, 2 урока — 8500 Р, 3-ий — 6000 Р и т. д. Ученик отходил 3 урока и запросил возврат. Школа из 30 000 вернет ему только 6500 Р.
Клиент всегда охреневает от такого расклада.
Плата за доступ
Из 30 000 заплаченных рублей, 10 000 стоит доступ к клиентскому приложению или сайту. Так написано в договоре. Даже если клиент не посетил ни одного урока, доступ он получил. Следовательно, эти деньги уже не возвращаются. Остальная сумма считается пропорционально посещенным урокам.
В самом приложении может быть что угодно. Просто от расписания занятий до дополнительных методических материалов и видеоуроков. Но, обычно ничего такого, что реально бы купили за 10 000 Р.
Расходы исполнителя
При отказе клиента от услуг, взыскиваем с клиента расходы исполнителя, понесенные при исполнении условий договора, оцениваемые сторонами в 5000 Р. Или любая другая сумма.
Нюанс в том, что если дело дойдет до суда, то расходы надо будет подтвердить документально.

Долгое время у нас в договоре был этот пункт. Большинство не замечали, а часть из тех, кто видел, высказывал легкое недовольство. В итоге убрали, так как на практике все равно не использовали.
Штраф за досрочное расторжение
В договоре прописан пункт, что удерживаются средства 10%, если клиент отказывается от услуг по истечении месяца с даты начала действия абонемента.
Такой прием незаконный. Это условие в суде признают недействительным, потому что оно ухудшает положение потребителя по сравнению с законом. Но какие-то клиенты могут этого не знать.
Невозможность возврата по истечении какого-то срока также противоречит закону.
Учет дней
Формула, по которой учитывается не только кол-во посещенных занятий, но и срок абонентского обслуживания в днях по абонементу. Согласно договору, каждые сутки обслуживания имеют цену. И даже, если ученик не посещает уроки, деньги списываются.
Может суммироваться оба показателя или использоваться тот, что больше.

Пусть в нашем примере абонемент ценой 30 000Р надо отходить за 92 дня. Значит, цена суток 326 Р.
Способ эффективен для учеников, которые купили, не посещали занятия и за 5 дней до окончания абонемента запросили возврат.
Скидочная цена
В прайсе и договоре 2 цены: со скидкой и без. Но всем продаем по скидочной. При возврате средств считаем использованные уроки по полному ценнику.
В нашем примере абонемент на 12 уроков за 30 000 — это скидочная цена. 42 000 без скидки. (42000/12) х 3 = 10500.
30 000 — 10500 = 19500 к возврату за 9 оставшихся уроков.
Комбинированный способ
Используются несколько условий в договоре. При таком раскладе клиент после расторжения договора еще должен вам останется.
Возврат за 9 уроков по абонементу
(30 000Р, 12 уроков).
Способ
Сумма возврата
Пропорциональный
22 500 Р
Скидочная цена
19 500 Р
Штраф 10% за досрочное расторжение (незаконен)
19 500 Р
Расходы исполнителя
17 500 Р
Учет дней
12 720 Р
Плата за доступ
12 500 Р
Разная цена уроков
6 500 Р
Комбинированный способ
-11 500 Р (долг клиента)
Любой из способов, кроме базового пропорционального, вызывает негативную реакцию клиента. От легкой при скидочной цене до полного охреневания от происходящего при разной цене уроков или комбинированного способа. Разгневанный клиент — это негативная атмосфера в школе, стресс у администраторов, отрицательные отзывы в интернете и даже жалобы в надзорные органы; суд. Зависит от того, как далеко клиент готов зайти в своем «праведном гневе».

На одной чаше весов желание заработать и не вернуть лишнего. На другой — негативный клиент. Каждый для себя выбирает сам, как сбалансировать эти весы.
Я определился давно. Лучше вернуть деньги, даже если клиент неправ по договору. И потратить время и силы не на разборки, а на других клиентов и уменьшение кол-ва возвратов. % расторжений договора не будет большим, если школа оказывает качественные услуги.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал
Рассказываю, как заработать на школе музыки
Автор статьи