Как открыть музыкальную школу

За 10 шагов
Шаг 1: планирование

В первую очередь определимся где и что мы открываем.
В каком районе будет находится школа. Много ли вокруг нее конкурентов. Для центральных районов это не так важно, а для спальных значительный фактор. Потому что в спальниках ходят люди, живующие/работающие неподалеку. В центр могут ездить и из других районов.
На кого ориентируемся больше – на детей или взрослых. Общая тенденция такова: в спальных районах приходит больше детей, в центре – взрослых.

Какие направления будут работать с открытия школы сразу, а какие добавим в процессе. Самый востребованный вокал. После идет фортепиано и гитара. На 4 месте ударные. Все остальное по остаточному принципу и не пользуется высоким спросом.

Будем продавать индивидуальные уроки, групповые или оба варианта. Какие виды абонементов.
Сформируйте предварительный прайс-лист. Соберите с соц.сетей и сайтов конкурентов цены, занесите данные в таблицу. Отсеките 2 самые дорогие школы и 2 самые дешевые, оставшееся суммируйте и разделите на общее количество. Так мы смотрим средние цены по вашему городу. Я рекомендую вначале ориентироваться в цене на верхние 20% конкурентов. Ваша цена там.


Шаг 2: регистрация ИП
Создать ИП просто и дешево. Не обращайтесь к посредникам, это лишние траты. Сделайте сами или воспользуйтесь услугами банка – некоторые помогают бесплатно, если вы открываете у них счет. Самостоятельно можно подать

Держите 2 инструкции об открытии ИП: на Госуслугах, в ТинькоффЖурнале.
Про налогообложение и выгодах ИП перед ООО у меня вышла отдельная статья.


Шаг 3: поиск помещения
Помещение для школы музыки найти непросто. Главная проблема – звукоизоляция. Важно найти место, где вы не будете мешать соседям. Старайтесь не открываться в жилом доме. Если будет хоть чуть-чуть шумно, вам не дадут спокойно работать.
Для начала хватит 3-4 кабинетов. Достаточно 12-15 м2 на каждый при индивидуальных уроках, 17-20 если работаете на групповой формат. Для проведения квартирников и посиделок один из кабинетов может быть 20-30 метров.
На входе зона ресепшн и небольшое пространство для ожидания. Оптимальная общая площадь 85-100 кв.метров на 4 кабинета.

Выбирайте помещение с свободным доступом. Пропускные режимы, ограниченный график работы – лишние препятствия в работе.


    Пример кабинетной планировки. Большой холл 32.9м, 5 кабинетов.
    Переплата за лишнюю площадь.
    Шаг 4: делаем сайт и аккаунты в соцсетях
    Сайт на конструкторе Tilda закрывает все потребности музыкальной школы. Его легко делать и править в дальнейшем информацию. Если впервые столкнулись с конструктором и ничего непонятно – обратитесь к дизайнеру/сборщику сайтов. На самой платформе существует биржа фрилансеров. Они сделают симпатично и быстро. Бюджет на сайт 30-40 тыс. рублей + годовая оплата за платформу.

    Для сайта потребуется доменное имя. Я регистрирую тут - https://www.webnames.ru/. Впрочем, сама Tilda дарит домен при оплате годового тарифа. Но дальше придется продлевать его уже за деньги. Домен покупается на год.
    Обязательно регистрируйте домен на свое имя. Не доверяйте это дизайнеру или контролируйте, чтобы домен зарегистрировали на вас.

    В социальных сетях заводим аккаунт инстаграм. Оформляем его и готовим 5-7 постов сразу, чтобы он не был пустым. Инстаграм главная площадка для музыкальной школы. В Вконтакте активность гораздо ниже. Но, возможно, если у вас небольшой город, у вас выстрелит вк. У меня он по остаточному принципу.
    Также необходимо будет создать и наполнить страницу компании в Фейсбук. На нее мало кто будет заходить, вести ее не обязательно. Но она потребуется в будущем для рекламы, без нее рекламный кабинет Фейсбука не позволить откручивать рекламу.


    Шаг 5: открываем счет в банке
    Наиболее удобный банк для школы музыки Тинькофф Банк. Я выбирал между ним и Точкой. Точка приятный банк, я работал с ним раньше. Но Тинькофф бесплатно выдает терминал оплаты, а в Точке придется отдать за него минимум 16000р. В рассрочку дороже.
    Из минусов - терминалы Тинькофф дешевые и часто ломаются. За последние полгода у нас переставали работать дважды. Может, просто не повезло. Но их без проблем меняют и привозят новые.

    Терминал должен стоять с 1 дня работы школы. 70% платежей ученики совершают картой.

    Кроме этого у Тинькофф есть программа кредитования и рассрочек для клиентов школы. Если ученик не может позволить себе оплатить весь курс сразу, предлагаете рассрочку без переплаты. Можно даже с первым взносом 0. Клиент платит в банк 3 раза, а вы получаете полную сумму абонемента от Тинькофф на следующее утро. Проценты за клиента платите вы – 5% от цены.


    Шаг 6: покупаем инструменты и мебель

    Много мебели в школе не надо. Большой стол или стойка ресепшн в холле. Лучше стойку – смотрится солиднее и в ней много полок, в которых можно хранить документы. Посмотрите на Авито. Я купил большую стойку всего за 3000р + стоимость перевозки. Если такую делать на заказ, цена будет от 30 000 и сроки от 3 недель.
    В кабинет вокала потребуется стол для пульта и ноутбука. В кабинете гитары и фоно стол необязательно. В вокальном кабинете обязательно должно быть зеркало. Простые стулья без подлокотников в кабинеты и в холл. Если бюджет позволяет можно докупить диванчики.

    С инструментами проще всего в направлении «гитара». Две классические гитары, пюпитр, каподастр и подставка для ног. Кабинет гитары готов.
    Для уроков фортепиано нужно купить акустическое или цифровое пианино. Акустическое звучит лучше, но занимает много места и не всюду можно занести. У нас в школе его нет, так как пианино не пролезет в двери и окна.

    Кабинет вокала обустроить дороже. Нам потребуется микрофон, стойка под микрофон, пульт, колонка и подставка под нее, цифровое пианино. ПК или ноутбук с интернетом для поиска минусовок.

    Попробуйте стать дилером оптовой компании или обратитесь в крупный магазин и попросите скидку за оптовую закупку.


    Инструменты в кабинете гитары
    Шаг 7: нанимаем сотрудников
    Для поиска преподавателей и администраторов я использую hh.ru. Мне этого вполне достаточно.
    К вакансии обязательно прикрепляйте опросник. На должность администратора присылают по 200 откликов – выбрать тех, кого позвать на собеседование тяжело. Для этого нам и нужен опросник, где мы задаем кандидату дополнительные 5-7 вопросов, чтобы узнать его лучше.
    Далее отбираем кандидатов для живого собеседования. Если мало времени, приглашайте по несколько человек на одно время. Сразу всем рассказывайте об условиях работы, а потом общайтесь с кандидатами один на один. Или также со всеми сразу, если комфортно.

    У преподаватель обязательно просим ссылки на видео, где они поют и играют. Перед принятием на работу просим провести пробный урок. Можно на настоящем ученике или с вами / вашим сотрудником.


    Шаг 8: подключаем CRM
    Без CRM работа современной школы невозможна. Там хранятся абонементы, выставляется расписание уроков, ведется учет зарплаты педагогов.
    Специализированных CRM для школ немало. Обратите внимание на Отмечалка, Листок, МойКласс. Но мой выбор АльфаCRM. Она недорогая и удобная.
    Протестируйте разные, чтобы понять, какая систему лучше подойдет вам. Обратите внимание на удобство внесения данных, не тормозит ли система, насколько быстро и качественно отвечает техподдержка.
    Посмотрите какие интеграции с сервисами возможны. На начальном этапе вы не знаете, какие пригодятся. Поэтому чем больше их будет, тем лучше.

    CRM во многом вопрос привычки. Люди неохотно меняют софт, даже если новый будет удобнее. Потому что привыкли к старому. И перенос данных займет немало времени. Поэтому помните, что это выбор на годы.


    Шаг 9: запуск рекламы на пробные уроки

    Привлечение учеников в школу строится через пробные уроки. Чтобы на них записывались надо давать рекламу.
    Заявки можно получить из этих источников: Яндекс.Директ, Google Ads, Вконтакте, Инстаграм и Фейсбук, Тик-Ток. На данном этапе у нас лучше всего работает Инстаграм. Оттуда можно получить больше всего заявок по приемлемой цене.
    Новые заявки нужны каждый месяц. Лишь школы, которые работают много лет могут обходиться без рекламы. У них много постоянных учеников, а новых они добирают из бесплатных источников (поиск, 2гис, яндекс.карты и т.п.) и по сарафанному радио.

    Если не разбираетесь в настройках – обратитесь к таргетологу. Потому что без опыта, шанс слить бюджет высок. Лучше пройдите курс по таргетинговой рекламе, чтобы понимать, как это вообще работает.


    Шаг 10: открытие школы

    Запускать рекламу лучше за 1-2 недели до открытия школы музыки. Чтобы не терять первые дни. Не стесняйтесь говорить: мы еще не открылись, но уже скоро – пригласим вас к открытию. Открыться можно 2 способами. Тихо, просто начав ставить пробные уроки и торжественно. Второй вариант предпочтительней. Сделайте праздничный день открытых дверей. Шарики, чай с внусняшками.
    Всех, кто оставил заявки с рекламы приглашайте прийти в день открытия. Запланируйте мастер-классы по часам. В 15.00 вокал, в 16.00 гитара, в 17.00 фортепиано. Чтобы люди с разных направлений не толпились.
    Уже с первого дня у вас будет несколько проданных абонементов.

    Автор статьи
    Александр Ситников
    Руководитель школы музыки Kaada в СПб
    Консультирую и помогаю открывать музыкальные школы, продвигать их и делать прибыльными. Дешевле и эффективнее, чем франшиза.
    Пишите в Вконтакте и Telegram.
    Подписывайтесь!
    Смотрите и читайте проект на YouTube и в Инстаграм
    Made on
    Tilda