Франшиза школы музыки - покупать или нет?

Разбираем плюсы и минусы франшизы
Почему люди, планирующие открыть музыкальную школу, хотят приобрести франшизу? Основных причин две.

1. В наличии свободные деньги, которые человек хочет вложить в «налаженный бизнес» и получать пассивный доход.

Это плохой путь, провальный в 99% случаев. Даже если у франчайзера идеально отлаженные бизнес-процессы и регламенты на каждый чих. Внедрять и контролировать за вас никто не будет. Нанимать, увольнять и взаимодействовать с сотрудниками тоже вам. Поставить управленца со стороны и повесить все на него тоже не выйдет. Не работает это и все.

Любая франшиза требует активного участия собственника в процессе, хотя бы первый год-два. Нельзя рассматривать франшизу, как банковский вклад: закинул деньги – получил прибыль. Если у вас в голове такая мысль, то не открывайте школу, только потеряете средства.


2. Страх за результат и разделение ответственности.

Когда начинаешь новое дело, всегда боязно, что не получится, потратишь деньги и время в пустую. Это нормально. Покупая франшизу, мы страхуемся – вот опытные ребята, они помогут и подскажут. Направят в нужное русло.
Франшизы продаются под соусом «вы покупаете наши знания и опыт». Это так. Но истинный мотив покупки все-таки страх провала и подсознательное желание разделить ответственность с кем-то другим.

Я сам открывал музыкальную школу по франшизе известной сети. Не зная нюансов этого бизнеса, открываться самостоятельно было страшно. Я разбираюсь в вопросах рекламы, могу собрать сайт на tilde, внедрить CRM и телефонию, умею считать финансы и понимаю какие налоги нужно платить. Но у меня не было осознания, как работать именно с уроками вокала и гитары. Как и чему должен обучать преподаватель, по какой программе.
Сейчас смешно вспоминать, но я волновался по поводу того куда вешать зеркало в кабинете вокала. Достаточно ли оно большое. И таких мелочей было много.


Стоимость франшизы музыкальной школы на рынке от 300 тыс. до 1 млн. рублей. Плюс роялти 5%.
Я заплатил миллион. Сейчас понимаю, что переплатил процентов на 70%. Никаких сакральных знаний мне не дали. Отвечали на вопросы, когда спрашивал. Я не был брошен на произвол судьбы. Но проблема в том, что о многом я не мог спросить, просто не подозревая о потенциальной проблеме.

Фин.модель была заведомо нереалистичная. Упор на групповые уроки, а индивидуальные предлагались по цене 3000 руб. за урок. При среднем ценнике по городу в 1100.
На ремонте можно было сэкономить, а не делать его по стандартам сети. Никто даже фото у меня не запросил, что я там наремонтировал. А тогда казалось важно соблюсти стандарты качества.
На старте мне навязали дорогущий и неэффективный маркетинг. Хорошо, что я еще самостоятельно давал рекламу, иначе давно бы закрылся. Мои лиды покупали, с лидов, которые гнал головной офис продаж вообще почти не было! С меня брали за визиты по 2500р. за каждый. Сейчас, работая самостоятельно, визит обходится в 2,5 раза дешевле. Вторая франшизная школа в СПб под этим брендом вовсе закрылась.

Франшизный бренд музыкальной школы ничего не стоит! Бренд — это Макдональдс или автосалон BMW. При запуске новой школы бренд дело двадцать пятое. Если открываетесь в новом городе – его вообще не знают. Если в том же, то знает ограниченный круг конкурентов и преподавателей, а не потенциальные ученики школы, которые в большей части новички и ранее не интересовались рынком музшкол. Да и развивать свой бренд всегда приятнее.

Вернуть деньги за франшизу невозможно. Суды всегда на стороне владельца франшизы. Вам прибыль в договоре не обещали, учебные материалы и бизнес-процессы передали. А бизнес всегда риск. Се-ля-ви. Подписывая договор имейте ввиду, что возврата не будет.

Если бы перед открытием школы музыки я нашел консультанта – руководителя другой школы, который провел меня за руку, то запуск обошелся бы мне дешевле раза в 2 минимум. Но тогда мне не пришло это в голову, да и непонятно к кому было идти за консультацией.


Рассмотрим плюсы и минусы 3 вариантов: с франшизой, с консультантом и самостоятельно.


Плюсы и минусы франшизы музыкальной школы
Как видно из таблицы, у франшизы немало минусов. Один из существенных – вкладываете деньги и силы в развитие чужого бренда. Соц.сети, сайт, аккаунты в сервисах с отзывами должны быть под вашим контролем. Иначе, выйдя из франшизы, потеряете эти активы.
Если дела идут успешно и решите открыть вторую школу, даже на соседней улице – за это снова придется заплатить франчайзеру.

Головной офис самостоятельно решает сколько франшиз он продаст в городе. Если это не прописано в договоре, по соседству могут открыться другие школы этой же сети и вы начнете конкурировать между собой.
Даже если таких школ всего 2, репутационные риски делите на двоих. Ваши косяки лягут тенью на другую школу, а их на вашу. Клиенты не станут разбираться, что у школ разные владельцы, когда название одинаковое. Так было у меня в Петербурге, когда по каким-то вопросам звонили в наш филиал и наоборот.
Автор статьи
Александр Ситников
Руководитель школы музыки Kaada в СПб
Консультирую и помогаю открывать музыкальные школы, продвигать их и делать прибыльными. Дешевле и эффективнее, чем франшиза.
Пишите в Вконтакте и Telegram.
Подписывайтесь!
Смотрите и читайте проект на YouTube и в Инстаграм
Made on
Tilda